Семинар профессора Джорджио Нардонэ

17-18 МАРТА В ПИ РАО СОСТОЯЛСЯ СЕМИНАР ПРОФЕССОРА ДЖОРДЖИО НАРДОНЭ

«ПРАГМАТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ:

ИСКУССТВО И ТЕХНОЛОГИЯ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ ИЗМЕНЕНИЯ»

 

Семинар вызвал большой интерес и собрал почти 100 специалистов-психологов.

Стратегическая коммуникация – искусство использования языка для того, чтобы вызвать терапевтические изменения уже в рамках первой сессии.

На первой сессии с помощью стратегического диалога — вопросов с иллюзией альтернативы, перефразирований ответов пациента и переопределения проблемы и предпринимаемых попыток ее решения, — мы должны привести пациента к изменению восприятия проблемы и сделать так, чтобы изменение реакций и поведения стали не просто желаемыми, но чтобы они стали неизбежными. Как это достигается?

Прежде всего мы выяснили, что надо различать и уметь использовать язык описывающий и объясняющий и образный, апеллирующий к ощущениям (в другой терминологии логический и аналоговый). Для эффективной коммуникации мы должны постоянно чередовать эти два типа языка, что позволяет задействовать в нашей убеждающей коммуникации как правое, так и левое полушарие. Для лучшего понимания проблемы необходимо, парадоксальным образом, скорее дать почувствовать, чем прибегать к логическим объяснениям.

С помощью слов, коммуникации, терапевт производит определенные эффекты, вызывает действия (например, когда он с помощью реструктурирования или метафоры создает отвержение к неэффективным предпринятым попыткам решения, которые подпитывают проблему). Это то, что мы называем перформативным языком.

И все это нам необходимо, чтобы приспособить, адаптировать наши инструменты стратегических терапевтов, наши техники к конкретному пациенту и его проблеме. Если на уровне техники мы всегда должны быть строгими и последовательными, то при адаптации техники к конкретному пациенту с его характеристиками мы должны быть всегда очень творческими. Построение терапевтических отношения и выбор коммуникации диктуются как спецификой проблемы, так и характеристиками конкретного человека.

Мы рассмотрели особенности невербальной и паравербальной коммуникации на разных стадиях терапевтического процесса.

В фокусе были характеристики коммуникации и терапевтических отношений в случае фобического, обсессивно-компульсивного расстройства, депрессии, при сниженной эрекции, подростковой анорексии и др.

Традиционно в рамках каждого дня можно было увидеть живые демонстрации работы профессора с клиентами; обсуждение терапевтических сессий стало, безусловно, кульминационным моментом семинара.

Выбор языка и стиля отношений всегда используется для достижения очень конкретных целей и наша коммуникация подобна скальпелю хирурга – должна быть очень точной, но скальпель в неумелых руках может быть опасным. Отсюда рекомендация – постоянно учиться и совершенствовать свои умения и навыки стратегических терапевтов.

Comments are closed.